28.03.2012 |
|
|
Главная проблема учителя: как повысить качество урока, как "достучаться" до каждого ребенка, "донести" до него знания · От чего зависит качество? · Когда обучение учащихся становится продуктивным? · Что же нужно ребенку в современном обществе? Выскажу несколько возможных вариантов ответов на поставленные вопросы.. Качество преподавания, на мой взгляд, зависит от множества факторов, как объективных, так и субъективных. Это и личность учителя, и взаимоотношения с классом, и даже, в конце концов, просто настроение учеников. Почему, например, один и тот же класс с легкостью усваивает довольно сложную тему на одном уроке, и с трудом способен понять объяснения того же учителя на другом. Учитель "расшибается в лепешку" на уроке, но все проходит мимо детей. Почему? Возможно, перед уроком класс отругал завуч, настроение испорчено и никакие знания в голову не полезут. Или на предыдущем уроке была физкультура. Дети пришли физически измотанные. Результат - смотри выше. Делаем вывод: каждый учитель должен быть наблюдательным и чутко улавливать психологический настрой класса и своевременно реагировать, выстраивая верную тактику проведения урока. Трудно это сделать? Несомненно, но необходимо. Кроме того, грамотный учитель должен предвидеть возможные трудности при изучении темы на уроке и постараться их избежать. Так бывалый лоцман прокладывает курс корабля сквозь подводные рифы. Любая его ошибка может привести к крушению корабля. Тактические ошибки учителя не так заметны, но их последствия не менее сокрушительны. Поэтому каждый педагог должен обладать познаниями в психологии и методологии. Это важные факторы успешности обучения. Далее, обучение на уроках станет более продуктивным, если содержание урока вызывает интерес у учащихся. Заинтересованность удерживает мысли учеников, не дает им отвлекаться, делает любую деятельность на уроке значимой для ученика. И даже частично нейтрализует негативный психологический настрой детей, если таковой имеется. Причин такого негатива я уже слегка коснулась выше. Заинтересованность - еще один важный фактор качества преподавания. Как же заинтересовать ученика? Первое, разнообразить формы урока. Избегать рутины. И вот тут открывается широкое поле для творчества учителя. Это могут быть и игровые моменты, парная и групповая работа, имеющая психологический аспект: потребность учащихся в общении, и исследовательская и практическая деятельность (потребность учащихся в самовыражении и самореализации) и т.д. и т.п. Нельзя сбрасывать со счетов и внеклассную работу, расширяющую и углубляющую педагогическое воздействие на ученика. Положительных результатов дают и четко разработанная система поощрения, создающая дополнительную мотивацию к обучению, а так же использование межпредметной интеграции. И, на мой взгляд, самое важное: нужно стремиться сделать учебную деятельность на уроке осознанной, значимой для каждого ученика. Каждый ученик должен чувствовать, что его труд не бессмыслен, должен знать для чего и почему это нужно именно ему. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. При этом необходимо учитывать возрастные особенности. [1] Метод проектов Более подробно мне хочется остановиться на проектной методике обучения, которая опробована группой учителей нашей школы. В обращении президента РФ Дмитрия Анатольевича Медведева к Федеральному Собранию говорится: Реализация планов долгосрочного развития экономики и социальной сферы Российской Федерации, обеспечивающих рост благосостояния граждан, требует инвестиций в человеческий капитал. Успешность таких планов зависит от того, насколько все участники экономических и социальных отношений смогут поддерживать свою конкурентоспособность, важнейшими условиями которой становятся такие качества личности, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. В условиях глобального рынка, в котором участвует и Россия, такие качества востребованы не только отдельными гражданами, но и целыми творческими коллективами, предприятиями и регионами. [1] Ни для кого не секрет, что в наше время конкурентоспособность человека на рынке труда во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда. [3] Поэтому мы должны не только вкладывать готовые знания в головы детей, но заставлять их мыслить, анализировать, делать выводы, принимать решения. Мы должны научить их учиться. Одним из ответов системы образования на запрос работодателей и местного сообщества является идея компетентностно-ориентированного образования. Базовой образовательной технологий, поддерживающей компетентностно-ориентированный подход в образовании, является метод проектов. Метод проектов по своей дидактической сущности нацелен на формирование способностей, обладая которыми, выпускник школы оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах, потому что проектная деятельность является культурной формой деятельности, в которой возможно формирование способности к осуществлению ответственного выбора. [3] Проект – это совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения определенной ПРОБЛЕМЫ, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного ПРОДУКТА. Проект позволяет учителю и ученику работать как партнеры. Основные требования к использованию метода проектов: 1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование демографической проблемы в разных регионах мира; создание серии репортажей из разных концов земного шара по одной проблеме; проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду, пр.). 2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; охрана леса в разных местностях, план мероприятий, пр.); 3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся. 4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов). 5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:
Таким образом, метод проектов позволяет: 1) сделать обучение значимой деятельностью для каждого ученика, ведь ученик в данном случае не только обучаемый, но и искатель, практик, экспериментатор, он не пассивен, он активно участвует в получении, накоплении и применении знаний; 2) интегрировать знания учащегося по различным дисциплинам.ю показать их взаимосвязь; 3) развивать творческие задатки каждого ученика, поскольку ученик сам выбирает формы и методы исследования и фиксирования результатов; 4) развивать у учащегося критическое мышление, навыки поиска ответов на вопросы и принятия решений; 5) реализовать потребности каждого ученика в самовыражении и самореализации, а так же потребность в общении; 6) дифференцировать процесс обучения, поскольку каждый ученик может выбрать в проекте тот уровень и тот вид деятельности, который ему более по душе или лучше получается; 7) реализовать идеи компетентностно-ориентированного и личностно-ориентированного обучения. Проектная деятельность требует продуманного подхода: тщательно разработать план проекта, критерии оценивания деятельности ученика и готового продукта, подобрать методический материал в помощь ученику, проработать варианты устранения возможных затруднений, спланировать формы промежуточного оценивания и самооценивания ученика и многое другое. Конечно, проектная методика не панацея на все случаи жизни, и она далеко не нова, но все же нам, педагогам, стоит открыть эту методику для себя и взять ее на вооружение. Список литературы
Примеры:
Проект "Наш дом". Проект представляет собой разработку веб-сайта о родном крае. Материалы по сопровождению можно посмотреть здесь.
Проект "Компьютер: история и современность". Проект заключается в разработке веб-сайта об истории компьютерной техники. Сопроводительные материалы можно посмотреть здесь.
Кроме того, сейчас в разработке еще один проект, который проводится в рамках конкурса Интернет-проектов, объявленного на сайте творческих учителей "Забытый памятник незабытой войны". Он называется "Голос из прошлого" (Письма с фронта). О ходе работы над проектом можно узнать на странице http://nash-dom2009.narod.ru/mir_pamyati.htm
|
|
Дата последнего изменения этого узла 28.03.2012